Home
александр ступников
как стать журналистом( 1993 ) 

Advertisement

Customize
29th-Jun-2007 10:45 pm
    

         Для того, чтобы стать журналистом, много ума не надо. Скорее наоборот. Чем ума меньше, тем больше шансов сделать крутую профессиональную карьеру. Достаточно почитать газеты или посмотреть телевизор, чтобы в этом убедиться.
Не говоря уже о радио. Которое говорит само за себя и непонятно  для кого.
  
 Журналиста обычно видно невооруженным глазом, поскольку его глупость прямо пропорциональна самомнению. Это и отражается на черно-белых страницах газет и на голубых, извините, экранах. Как каждое отражение, вся эта глупость находит и своего читателя-зрителя.
          Иначе и быть не может - какой же дурак станет тратить деньги на умные вещи?

    Настоящий журналист немного похож на сутенера. Хотя все знают,  что настоящий сутенер - это издатель. А журналист всего лишь объект потребления. Тот , кто этого не знает, называется читателем или зрителем.
   
                    Журналисты делятся на два вида. Те, у кого авторучки прикреплены сверху кармана, чтобы было видно. И те,  у кого они за пазухой. Но в любом случае получается писанина. Удачные  материалы немедленно подвергаются скрупулезному досмотру и корректировке направленности. Поэтому их мало, а журналистов - много.
  
                              Профессионал- журналист от любителя не отличается ничем, кроме названия фирмы, которое звучит гордо.
А также - степенью самоуверенности и наглой способностью блефовать. Это и роднит зубра пера с заматеревшим политиком. Не случайно они часто работают вместе и друг для друга.
                              Хороший политик всегда дружит с прессой, а журналисты слетаются к нему на свет или на запах. Хотя перепадают им, как правило, объедки.
                         
                            Но, если эти объедки с барского стола - журналист считается солидным. Он даже может получить собственную колонку или рубрику, где без дураков отрабатывает почетное право облекать начальственные мысли в свои собственные. Правда, умнее от этого ни те, ни другие не становятся. Зато лучше оплачиваются.
    Поэтому придворных журналистов меньше, чем кажется. Но больше, чем нужно.
   
                     Типичный журналист похож на футболиста, играющего в одни ворота с собеседником. Если ему нечего спросить, но надо, он сначала интересуется текущими делами, затем - проблемами и, наконец, планами на будущее. Последнее - самое благодарное. Можно говорить много и не о чем. А значит, много написать, что при постраничной  или построчной оплате весьма выгодно.
   
                                      Дилетанты думают, что главное в работе журналиста - это наглость и волосатая рука. Они правы.
Чтобы стать журналистом, совсем не обязательно уметь писать. Важно уметь записывать. Знать что-либо тоже необязательно, даже вредно. Другое дело - кого знать.
       Этим и определяется ценность журналиста. Его проба.
        Чем больше проб - тем журналист солиднее, - до тех пор, когда их уже некуда ставить.
       
                   По мере развития рыночных отношений профессиональный успех журналиста уже давно определяется не количеством удачных материалов, а числом приглашений  на презентации и банкеты, куда деловые люди вызывают пишущих поесть и выпить на халяву. Это самый дешевый способ одновременно отмывать и вкладывать деньги..
    Стоит ли удивляться, что в эфире и печати так много материалов, рассказывающих об успехах скромных тружеников бизнеса.

                 Порядочные журналисты, как и порядочные женщины, понятно, ценят себя высоко и поэтому обходятся  дороже, чем непорядочные. На презентациях они могут не только хорошо поесть и выпить, но и поискать спонсоров. В определенной, близкой к журналистике, среде это называется “ снять клиента”.
    
                  Спонсор - это бизнесмен, не пойманный, но имеющих достаточно денег  , чтобы выделить какую-либо их часть на то, чтобы его хоть кто-нибудь в этом мире уважал.
 
        Поскольку наиболее  «жирные коты», как правило, водятся у помоек, журналист может выступить в роли дезодоранта.
   
          Не каждый бизнесмен в законе становится спонсором. Следует еще убедить, что ему это надо. Поэтому на фуршетах необходимо себя сдерживать и помнить, что одну глупость вы уже сделали, став журналистом. Не спешите сразу нажираться водки и выяснять отношения с коллегами. Они тоже имеют право поесть, подцепить спонсора или на худой конец клиента под скрытую рекламу.
 
            Это и есть демократия свободной прессы - когда все едят с одного барского стола, но у каждого своя тарелка.
           
               Если вас пригласили, значит, кому-нибудь нужно ваше издание. Поэтому не стоит обольщаться на свой счет и переедать за счет хозяина. Лучше заняться работой с клиентом.
    Когда не о чем писать и самому лень добывать информацию, всегда удобно воспользоваться написанным кем-то и завязать полемику. Ее все равно никто не читает, но выглядит солидно, хотя и глуповато. Что, впрочем, одно и то же.
  
                       Молодые журналисты, которые думают, что органы массовой информации созданы для их собственной самореализации, делают серьезную ошибку. Они путают себя с власть имущими. Не каждый орган способен быть объектом самоутверждения или самоизъявления. Орган, который это может, называется иначе, что скорее кратко характеризует самого журналиста, чем сферу его деятельности.
    Сама же эта сфера определяется полной бесхарактерностью и принципиальной беспринципностью. Поскольку все об этом знают, то пишут и говорят обычно о другом.  Если называть вещи своими именами, то журналистика теряет всякий смысл.
   
                   Чтобы истинное мнение о том, “ кто есть ху”, выражаясь языком классика, не прозвучало слишком громко, существует институт цензуры.  Опытный журналист отличается от неопытного тем, что ему цензура не нужна. Он сам знает, что надо тем, кто выдает ему зарплату.
В противном случае ему придется зарабатывать на жизнь честным трудом, что никакого отношения к журналистике не имеет.

                   Для осуществления цензуры в демократическом  обществе существует институт редакторов. Сюда обычно назначают самых отъявленных журналистов. Их главное качество - хорошая проводимость сверху вниз, а также контроль и учет. Для контроля самого коллектива главный или генеральный редактор  продвигает в руководство среднего звена пару самых бездарных соподчиненных.
С одной стороны, они обязаны продвижению, поскольку больше ни на что не способны. С другой - служат буферной зоной  между начальником и коллективом.  Умных в среднее звено начальник старается не продвигать. Такие со временем могут его подсидеть. Чем, собственно, они и начинают заниматься почти сразу. 
   
                     Для того, чтобы направляющее мнение соответствовали всеобщему, организовываются пожелания снизу или слова благодарности оттуда же. Это тоже называется демократией.
Если ее мало, то пожеланий общественности или трудящихся делается больше.

                      Органы, которые много и часто говорят о демократии, называются демократическими.
                      Те, которые смеют критиковать правительство, поскольку сами от него не кормятся - оппозиционными.
                       Те, кто еще не нашел спонсора или покупателя, называются независимыми.
Журналист, в отличие от органов, может быть свободным. Но вместе с тем - свободным и от своего читателя-зрителя.

                Таким образом, настоящим журналистом может быть только любитель, у которого есть  независимый от профессии источник существования. Поэтому на практике в профессионалах числятся любители, а в любителях - профессионалы.
                    Что и видно на черно-белых страницах газет и на голубых, извините, экранах.

                Некоторые из журналистов промышляют литературой.
              Самые талантливые, оставив журналистику, действительно начинают хорошо писать. Именно вопреки ей Хемингуэй, Гашек, Ильф и Петров, Оруэлл и Флеминг стали тем, кем стали.  В цивилизованных странах журналиста если не всегда уважают, то опасаются.
                      В иных государствах такого безобразия не происходит. Здесь журналист выступает скорее как рекламный агент или сотрясатель воздуха, чем общества. Он знает свое место.
 
                  А, если не знает, то рискует остаться без него. И тогда, глядишь, придется работать руками.
                  
                  Есть люди, у которых до конца жизни головка не держится.
                  Лучшие их представители и выживают в журналистике.
  
 Те, кто пошустрее, подрабатывают мелким вымогательством. Это называется работой с рекламодателем.
 Она ничего не стоит и поэтому лучше оплачивается.

                Единственно белой и незапятнанной остается только “ желтая пресса”.
Именно “ желтая пресса “ - самая нравственная в журналистике, за что ее почитают в народе и терпеть не могут власть имущие.       Она слишком откровенна, что считается неприличным для респектабельности.
   
                           Если после всего этого вы еще хотите стать журналистом, то не сомневайтесь - вы им обязательно станете.
                           И пусть вас не мучает совесть.
                           Ее у вас уже нет.        
                   
                  
                                            
Comments 
29th-Jun-2007 09:33 pm (UTC)
класс :-)
29th-Jun-2007 11:08 pm (UTC) - В догонку твоим мыслям...
Anonymous
... Настоящим журналюгой может стать тот, кто пишет и снимает, как он (она) чувствует и видит - без расчёта на понимание...

... Журналисты бывают двух "типов", как и все остальные профессии - ПРОДАЖНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ...

... Любая картинка стоит тысячи слов - если слова дерьмо !!!

... Посредственный журналист - Сольери... Жаль Моцартов маловато !!!

... Если бы все журналисты в своё время писали "ПРАВДУ", то она не стоила трёх копеек...

...Саша, об этом можно писать и писать, а хули толку ?! Мы с тобой знаем, чего стоит оставаться и человеком и журналистом - вещи почти не совместимые !

Семён
29th-Jun-2007 11:17 pm (UTC) - Re: В догонку твоим мыслям...
как несовместимые? А - мы?
30th-Jun-2007 11:02 am (UTC) - Мы - это мы....
Anonymous
... Сашка, мы - это мы, но ведь и тебе и мне известно как СЕГОДНЯ становятся "журналистами"... Не мне тебе об этом рассказывать !!!! ПЛАВАЛИ ! ЗНАЕМ !!! Всё таки ЯПОНЦЫ - умнейший народ !!! И их приветственное "HI" настолько многозначно и многолико, что порой диву даёшся как это точно !!! В отличии от хамелионности слова ЖУРНАЛИСТ !!! Надеюсь ты со мной согласишся...

Семён.
30th-Jun-2007 11:30 am (UTC) - Re: Мы - это мы....
Оно всегда так было , Сеня. Просто прошлое кажется " цветнее". Но фильтр отбора, конечно, был и, кстати, не по оценкам диплома.Я , признаться, не совсем понимаю, чем нынешний бухгалтер или рекламщик,по сути, сегодня фильтрующий ТВ, лучше партноменклатурного чиновника прежних лет. Тот хоть кадры старался подбирать - чтобы работали... Парадоксально, то ТОГДА, как мне кажется, и журналисты, и операторы меньше боялись потерять работу, чем сейчас.
Короче, скоро подъеду - вспомним наше Киото ( чуть не сказал помянем)...
30th-Jun-2007 12:40 pm (UTC) - БезУМНО...
Anonymous
... я безУМНО скучаю по нашим поседелкам... главное в них было и остаётся не столь БЛА-БЛА-БЛА , а порой молчание, которое красноречивей всяких словесных хитрооборотов (чтоб не сказать хуже...) ! И всё таки, Сашка, ты себе представить не можешь как жизнь и Господь Бог в очередной раз меня испытывают, но с той же Божьей помощью - выживаю и чисто по еврейски выкручиваюсь (тьфу - тьфу - тьфу , что бы не сглазить...) ! Я очень буду рад нашей встрече... Мы, как всегда, поднимем Наши рюмки ЗА НАС С ТОБОЮ и ЗА Х... С НИМИ !!! Аминь !!!! То есть - ЛЕ ХАИМ !!!
30th-Jun-2007 05:06 pm (UTC) - Re: БезУМНО...
Ле- хаим. А что еще остается, кроме самой жизни?
30th-Jun-2007 07:08 pm (UTC) - ... последнее из приключений....
Anonymous
... на днях побывал в Шарм Аль Шейхе... Собрались - Король Иордании Абдалла, Хусни Мубарак, Абу Мазен и Эхуд Ольмерт... Собрались "перетиреть" положение в Газе и как "отмазать" Мазена от этих проблемММММММММММММ... Короче... Работал и на улице (большое время) и внутри помещения... Но !!!! В каой-то момент нам сказали, что сейчас подём снимать фотооп Олмерта с Мазеном. Я стоял (на своё несчастье) почти первым у дверей коридора ведущего к залу встреч... Толпа ЖУРНАЛИСТОВ (кстати о журналистах) ринувшаяся в этот коридор просто снесла меня, и уже в "полёте" я увидел , что лечу на громадные стекляные двери... Если сейчас - в полёте, я не уклонюсь, то разбиваю это стекло и оно падая режет меня пополам ! Я уварачиваюсь... и в этот момент получаю второй удар, который швыряет меня на косяк всё той же двери... УДАР !!! В результате сломан вьюфаундер (видоискатель) , а очки сбитые с моего еврейского носа безжалостно растоптаны толпой моих коллег... Я понимаю, что без матеръяла вернуться не могу... И веду съёмку без видоискателя (не говоря уже об очках - ЦАРСТВО ИМ НЕБЕСНОЕ !!!), то есть снимаю по метражу (резкость) и по звуку происходящего (кадр). ...Когда просмотрели отснятый матеръял - просто ОХ,,,,,,,ЛИ !!! Всё было - КЛАСС!!! Вот тебе и навыки 31 года работы + стрельба в экстримальных условиях... В жизни всё может пригодиться... Надеюсь я немного повеселил тебя и развлёк... Обнимаю !!!

Семён.
30th-Jun-2007 07:26 pm (UTC) - Re: ... последнее из приключений....
Умение не пропьешь. А неправильно выбранная точка - тоже опыт)))На помнил мне историю, как я синхронно как -то переводил в Нью Йорке американский фильм в эфир. Сочинил свою версию с диалогами. Но голосом не дрогнул...
30th-Jun-2007 08:53 pm (UTC) - ... попытайся...
Anonymous
Саша, попытайся разузнать о возможности продажи (за любые бабки) моего фильма... - ты знаешь о чём идёт речь. А вдруг удастся ?! Было бы совсем не плохо... Очень нужны деньги...
13th-Jul-2007 07:46 am (UTC) - Re: ... попытайся...
посмотри свою почту
29th-Jun-2007 11:23 pm (UTC)
Мяне зьдзіўляла і зьдзіўляе, што ўсе вучацца па 5 год ва ўнівэрах. Па іншых накірунках выходзіць, усë-ж, пэўная колькасьць дасьведчаных спэцыялістаў, хай сабе і ў будучыні. А з журналістыкай нейкае дзіва-дзіўнае…

Мяркую, што месяцы 2-3 было-б дастаткова.
29th-Jun-2007 11:45 pm (UTC)
Не совсем согласен. Необходимо базовое филологическое образование.ВУЗ - это ведь не совсем знания в реальности, но система и система отбора информации. А дальше - только практика. Когда я работал в штате одной крупной западной компании в Лондоне, то у нас были англичане-ки - ассистенты режиссера, но с русским языком.Одна из них - сегодня директор этой службы...
За два три дня ( выезда на съемки) я натаскаю ЛЮБОГО грамотного человека делать новости в формате федеральных каналов. И для этого не надо заканчивать ВУЗ.
Но дальше - только практика и каждый раз - новые ситуации...
30th-Jun-2007 10:52 am (UTC)
А колькі ў ЗША ідзе "стандартнае" навучаньне на журналіста?
30th-Jun-2007 11:14 am (UTC)
Не сталкивался. Но , по моему, это как двухлетняя надстройка над здешним " незаконченным высшим". Есть много "вузовских" и краткосрочных просто курсов. Но все начинается от внештатного сотрудничества или стартовой работой в небольшом издании. И дальше - по ступенькам, как человек себя покажет.
30th-Jun-2007 04:29 am (UTC)
Настоящий журналист, Саша, не позволит себе отправлять в инет столь неаккуратно набранный текст. У него потребность печатать грамотно и с соблюдением интервалов и правил орфографии срабатывает автоматически.
В конце концов так набирать текст, как Вы изволили здесь сделать, это неуважение к самому себе.
30th-Jun-2007 10:45 am (UTC)
Видимо, по существу. Всегда уважал корректоров, хотя последний раз сталкивался еще в СССР, на студенческой практике в районной газете.
На американской радиостанции ( может, потому что был начальник), в русской службе ВВС и на НТВ корректуры, а это аккурат 20 последних лет жизни) у нас их почему-то не было. Как-то так обходились.Но газетчики к Слову относятся гораздо серьезнее, это правда.
30th-Jun-2007 12:25 pm (UTC)
Согласитесь, что в интернете каждый сам себе корректор, тем более на своей личной странице.

А теперь по существу. Признаюсь, что Ваш интересный текст передала ...Руве. Которому текст настолько понравился, что он сегодня разослал его в рассылке YEHUDInfo.
А значит по всему миру во множество адресов. Не бейте нас больно.
30th-Jun-2007 12:31 pm (UTC)
земетано)))
30th-Jun-2007 04:45 am (UTC)
На счет практики- согласна!
13th-Feb-2008 03:35 pm (UTC) - Re: осталось добавить немного, в сущности
Ну, значит я на "нюх" правильно стебался - раз еще и ученые говорят:)))

Advertisement

Customize
This page was loaded Jul 15th 2009, 8:29 pm GMT.